Тайцзи-цюань Ян — Комплекс «108 форм» (ch)

Тайцзи-цюань Ян - Комплекс «108 форм» (ch)Тайцзи-цюань (Кулак Великого Предела)
Это самый известный и популярный в мире стиль китайского ушу.

Создателя тайцзицюань звали Чэнь Вантин, и происходил он из уезда Вэньсянь провинции Хэ-нань. Чэнь был воином императорской гвардии, но после прихода к власти маньчжурской династии Цин (в 1648 г.) ушел из армии. Будучи мастером ушу, он решил систематизировать те сведения, которые получил в армии.

За основу нового стиля Чэнь Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана (1528—1587), служившего учебным пособием для императорской гвардии. Из 32 имеющихся там связок приемов Чэнь отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов тайцзи-цюань. Он представил новый стиль как сочетание боевых приемов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи Чэней упорядочивался, усиливалось его философское звучание. Уже не требовалось столь много комплексов, чтобы открыть для себя метафизическую глубину искусства ушу. Для этого достаточно было нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов тайцзи-цюань. С течением времени из первоначального творения Чэнь Вантина сохранился лишь первый комплекс тайцзицюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чэнь.

Полтора века этот стиль не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799—1872) — воистину человек-легенда. Он происходил из обедневшей семьи в уезде Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о

необычном стиле Чэней, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли, но не учеником, а в качестве слуги в дом Чэнь Чансина (1771 —1853), внука Чэнь Вантина.

Ян украдкой наблюдал за занятиями хозяина, и через три года рискнул показать ему то, чему научился таким способом. Мастер Чансин и все его родственники были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Янь Лучань подошел к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его, они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.

После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобрел большое оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни». Ян Цзяньхоу (1839—1917), третий сын мастера, живший одно время вместе с отцом в Пекине и знакомый с запросами широкой публики, продолжил формирование стиля, основав так называемую Среднюю ветвь. Создание стиля Ян завершил его сын Ян Чэнфу (1883—1936). Он определял суть занятий тайцзицюань как «тренировки духа», критикуя стили внешней семьи за нерациональный упор на физическую силу и «рваные» движения. Это, по его мнению, истощает внутренние резервы организма.

Первые многочисленные труды по тайцзицюань были сведены в единый канон в лоне третьего крупного стиля тайцзицюань, созданного У Юйсяном (1812—1880). Стиль У, как его называли по фамильному иероглифу основателя, характеризовался быстрыми и короткими движениями.

В 1912 г. ученик У Юйсяна Хао Хэ, приехав в Пекин, тяжело заболел. За ним ухаживал знаменитый мастер ушу Сунь Лутан (1861—1932). В благодарность за искреннюю помощь Хао Хэ показал ему полный комплекс своей школы У. Переработав старый комплекс, Сунь Лутан создал собственное направление — стиль Сунь, основанный на принципе «открытия-закрытия», т.е. сочетания движений назад и вперед, концентрации и выброса сил. За быстрые короткие передвижения стиль получил также название «подвижный тайцзицюань открытого и закрытого».

Последний из крупнейших стилей тайцзицюань — «второй» стиль У — был основан У Цзяньцюанем (1870—1943). Его отец Цюань Ю. маньчжур по национальности, был уроженцем провинции Хэбэй и обучался у Ян Цзяньхоу, когда тот преподавал в Пекине. Цюань Ю обучил этому направлению своего сына У Цзяньцюаня. Однако тот решил реформировать стиль Ян: делает движения более плавными, исключает прыжки, притоптывания, резкие движения; изменилась немного и форма стоек, движение как бы волной пробегало по телу. Стиль вскоре был признан самостоятельным направлением тайцзицюань.

Помимо пяти основных стилей тайцзицюань, возникло немало мелких ответвлении, которые в основном брали свое начало от стиля Ян. Следует подчеркнуть: все стили тайцзицюань, хотя и различались по характеру и форме движений, основывались на общих принципах, более того — в своей базе имели одинаковую последовательность движений.

Распространение тайцзицюань было весьма затруднено закрытостью школ (мастер никогда не обучал более 3—4 учеников), отсутствием общепризнанных методик. После образования КНР развернулась работа по «упорядочиванию» ушу. В результате этого в середине 50-х гг. на основе традиционных стилей было создано около 20 новых комплексов. В их числе в 1956 г. появился комплекс «Упрощённый тайцзицюань из 24 форм», составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля Ян. Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений.

В конце 70-х — начале 80-х гг. работа над созданием новых комплексов тайцзицюань была продолжена. Но теперь в поле зрения Государственного комитета по физкультуре и спорту КНР оказался не только стиль Ян, но и два стиля У и стиль Чэнь. На их основе был создан комплекс из 48 форм тайцзицюань, сохранивший все основные черты этих стилей. Этот комплекс более сложен, но он дает большие возможности реализовать основные принципы стиля, в том числе оздоровительный эффект. Не случайно все медицинские исследования эффективности тайцзицюань проводились на группе занимающихся этим комплексом.

В настоящее время в КНР, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре и во всем остальном мире наиболее популярны оздоровительные варианты этой системы. Имеются, однако, и такие школы, где практикуют тайцзи-цюань именно как боевое искусство. Главные различия между тем и другим направлениями заключается не в технике, а в целях и методах тренинга.

Тайцзи-цюань Ян - Комплекс «108 форм» (ch)

Название: Тайцзи-цюань Ян — Комплекс «108 форм»
Продолжительность: 02:19
Язык: Китайский
Качество: VHSRip
Звук: MPEG Layer-3; 128 кбит/сек
Видео: DivX 5.0; 480×360; 25 fps; 170 кбит/сек
Размер видеофайла: 1.35 Gb

Тайцзи-цюань Ян — Комплекс «108 форм» (ch): 11 комментариев

  1. «Это самый известный и популярный в мире стиль китайского ушу.» — будьте любезны не вводите народ в заблуждение. тайцзи-цюань это не ущу. ничего крамольного не будет в том чтобы мухамеда назвать христианским пророком он тоже был хорошим человеком но все же…

    woodash — спасибо за великолепный сайт, много интересного материала и не перестает радовать. только с переходом на новый дизайн имхо дерево каталогов не в самом удобном месте и искать стало труднее — как по мне вобщем то предыдущий вариант когда оно было слева + был тематический фильтр типа ветвь для лапина сидерского etc. было гораздо более удобно. это как просто к размышлению я все же оставил бы слева как прежде. в остальном — огромное человеческое спасибо! 😉

  2. Новый дизайн более непривычен чем неудобен, делалось все не только красоты ради, но и удобства. Более детальная навигация по авторам и т.д. перекочевала в раздел меток, там Сид и Лапин и все остальные без труда находятся. Впрочем, со временем вполне возможно появится еще что-то расширяющее навигацию по сайту. 🙂

  3. Конструктивно замечу, что в описании данного файла стоит неверный битрэйт на видео сигнал…на самом деле он порядка 1300кб/с..))
    и, пользуясь случаем — конечно же СПАСИБО..))

  4. Тайцзи-цюань Чень,У и туй-шоу залейте а также видео Мантак Чиа-будет крутой сайт в нете.»Золото собирется крупицами»!Собираете Тайцзи!Собираю уже 19лет-предела нет у Великого предела!

  5. Привет всем! Занимаюсь по этой записи. Хотелось бы узнать побольше об этом мастере. Как его зовут, есть ли его последователи в России и Казахстане?
    Спасибо за любую информацию.

  6. 太極拳 хотя и относится к 内家, но это же 内家 в классификации 武術.
    что-то другое, кроме «武術» под «ушу» подразумевать не стоит.

  7. Господа! Ваш сайт просто Находка! Почерпнул многое, и жажду почерпнуть ещё, но тут пароль. Будте любезны, подскажите.

  8. Мастера зовут Лю Гаомин. Он ученик Цуй Иши — легендарного ученика Ян Чэнфу. После смерти Ян Чэнфу говорили:»На юге Фу (Фу Чжунвэн), на севере Цуй (Цуй Иши). Лю Гаомин преподавал тайцзицюань с 1953 года до ухода из жизни 9 марта 2003 года. С 1980 года руководил Пекинским обществом Юнняньского тайцзицюань. Я попал к нему в 1991 году. В 1994 Лю Гаомин взял меня в семейную линию передачи. Поскольку я тогда жил в Алма-Ате, последоватедлей — моих учеников там не мало. В России тоже с 1995 года преподаю в Москве и по городам. Вы правильно выбрали источник информации. Успехов вам!

Добавить комментарий