Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Ким Ки-дук, 2003)

Далеко-далеко от людей, в плавающей по горному озеру пагоде живут два монаха: старик и мальчик. Сначала мальчику не более 6 лет, он играет, помогает монаху собирать лечебные травы, а когда не может исправить своих ошибок, громко плачет навзрыд – это весна. Потом, юношей лет 16-ти, он познает девушку, любовь, безысходность разлуки и уходит от наставника – это лето. Мужчиной лет 25-ти он совершает убийство и ищет укрытия у монаха – это осень. Но возвращается в опустевшую пагоду уже лет 45-ти, чтобы начать новую жизнь монаха и самому принять младенца-сироту – это зима. И когда наступит следующая весна, другой мальчик будет бегать по горам вдоль озера и помогать монаху – будет снова весна и круг замкнется.

Неожиданно спокойным, неспешным, немногословным (в каждой новелле герои произносят действительно с десяток фраз) и совсем не похожим на прежние получился этот фильм Ким Ки-дука. И неожиданно красивым: пагода дрейфует от берега к берегу, деревья отражаются в глади озера, монах вырезает ножом иероглифы на полу пагоды, ворота на дороге к озеру стоят прямо в воде и открываются, впуская нас в каждую из новелл. И неожиданно символичным: летом с героями в пагоде живет петух, осенью – кот, зимой опустевшую пагоду обживает змея.

Здесь нет фирменных в кинореальности Ким Ки-дука шокирующей жестокости и беспощадного абсурда. Оказалось, что «радикальный режиссер» не боится говорить о смысле жизни в традициях восточной философии (тут вспоминаются «Куклы» Такеси Китано – может, это свойство восточных режиссеров?) и похоже, считает это своим долгом. Только делает это без всякого мелодраматизма, слащавости и назидательности. Старик-монах, например, уходит из жизни не оставляя никаких заветов: он уходит подступающей зимой, как засыпает и уходит все живое, зная, что за зимой будет и новый год, и новая жизнь.

Оказалось, что с разными актерами Ким Ки-дук умеет работать невероятно внимательно и чутко: маленький мальчик и в кадре остается непосредственным, а сменяющие его мужчины не просто похожи внешне, но и сохраняют его наивный и требовательный взгляд. Кстати, «героя в старости» Ким Ки-дук сыграл сам: «Я уже пережил весну, лето и, возможно, осень. Дело идет к зиме».

Осталось ли что-то от прежнего Ким Ки-дука, жестокого и беспощадного? Пожалуй, главное его умение – наблюдать и рассказывать беспристрастно.
(c) Лера Бахтина

Название: Весна, лето, осень, зима… и снова весна
Продолжительность: 98 минут.
Язык: Русский профессиональный перевод

15 мыслей о “Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Ким Ки-дук, 2003)”

  1. хороший, фильм, глубокий смысл, стоящий фильм, стоит посмотреть. Есть на intv.ru

  2. хоть и сюжет подвижный,шокирующие повороты,но даёт глубокое равновесие,обретаеш что то необъяснимое

  3. Очень красивый фильм! Виды природы просто завораживают! Наверное, где-то присутствуетвует монтаж, тем не менее, смотрится обалденно. Восточный взгляд на жизнь показан изысканно лаконично.

  4. Один из самых удивительных, трогательных, честных, волшебных, красивых и невероятных фильмов, что мне довелось посмотреть. Искренне радуюсь за всех тех, кто увидит картину впервые : )

  5. Odin iz luchshih fil’mov, kotorij mne dovodilos’ prosmotret’. Tol’ko dosmotrev ego do konca ponyala, chto mne nichto ne meshalo dumat’, daze vidi prirodi ne razvlekali, a pomogali razmishlyat’. Takoi fil’m mozno derzat’ v lichnoi kinoteke.

  6. Настоящий дзен-фильм! Во время и после просмотра ощущение звенящей пустоты…..
    Нет слов 💡

  7. Я рада, что его посмотрела. Есть над чем подумать и понять. Год или два назад рекомендовали посмотреть, а я только сегодня. Еще раз убеждаюсь, что всему свое время. Рекомендую посмотреть!!!

  8. Честно говоря я этот фильм смотрел почти в один день с «Ангел-А» и увидел пропасть между режиссерами. Насколько Люк Бессон гений и Ким Ки-дук бездарен (сугубо моё мнение). Л.Бессон умудрился без пошлости показать все тонкости и противоречия в человеке, объединив это в двух героях своей картины. А Ким Ки-дук просто снял дискредитирующий Духовного Учителя фильм, подглядывающего из-за кустов с осуждающей миной. Как раз фильм-то неглубокий, хотя и показывающий восточный колорит жизни монахов.

  9. По мне уж лучше любой фильм Акиры Куросавы посмотреть, даже если там и речи нет о монахах, но получишь массу вдохновения и пользы.

  10. Прекрасное произведение. Очень объемное. Фильм попал в мои любимые, даже теперь в самый любимый фильм. Если вы его собираетесь смотреть, расслабьтесь и погрузитесь в этот мир, это жизнь!

  11. Пожалуй, из всего списка фильмов этот наилучшим образом отражает дзен и красоту восточного учения без слов.

Добавить комментарий